Смысл интимной близости
Двойной смысл интимной близости
Смысл и цель интимной близости имеют два аспекта: единство двух людей и произведение на свет потомства. Это утверждение очевидно, и не нужно быть великим мудрецом или философом, чтобы самому прийти к такому выводу. Даже ребёнок, если его спросить, зачем взрослые целуются, обнимаются и вместе ложатся спать, ответит: «Потому что они любят друг друга и хотят быть вместе», или: «Потому что хотят иметь детей». Это просто, логично и естественно. (Мы многому могли бы научиться у детей.)
Получается, что интимная близость — это действия, направленные на достижение единства, в основе которых лежит (или, по крайней мере, учитывается) возможность зачатия ребёнка. В противном случае близость не имеет ни смысла, ни цели.
Прежде чем ответим на вопрос, возможно ли (и допустимо ли) разделять эти два аспекта, определяющие смысл интимной близости, рассмотрим более глубоко каждый из них.
Достижение единства как смысл супружеской близости
Рассмотрим, каким образом супружеская близость coдействует достижению единства. Единству двух людей содействует всё, что они чувствуют и переживают в результате близости, что существенно для их взаимоотношений, что они хотят при этом выразить друг другу, всё, что созидается при этом в их отношениях. Как видим, проблема очень деликатная и многоплановая. Чтобы единство действительно переживалось и интимная близость действительно содействовала достижению этого единства, необходимо принять во внимание всё, что происходит и созидается в человеке, мужчине и женщине, в личности (а не только в теле).
Если в отношения вкрадётся хоть малейшая фальшь, переживание единства не будет полным и правдивым. Проблема состоит в том, что обычно мужчина даже не замечает того, что для женщины звучит как фальшь. Бывает и наоборот: то, что для мужчины звучит диссонансом, женщина пропускает мимо ушей. Поэтому перед супругами стоит великая и сложная задача, которую можно даже назвать призванием, — создание единства двух личностей. Такое единство, общность двух личностей достигается путём правильной коммуникации. Одним из главных принципов хорошей коммуникации является терпеливое, искреннее желание понять, «вслушиваться в другого человека». И таково же требование любви — заботиться о другом человеке, «забывая» о себе. Навязывание чего-либо другому человеку вопреки его благу разрушает единство и свидетельствует об отсутствии любви.
Каждый акт супружеской близости должен углублять узы, существующие между мужчиной и женщиной. Созидание по-настоящему глубоких уз требует времени и единства во всех сферах жизни (а не только общей постели). Созидание настоящей любви возможно лишь с одной, избранной, самой важной для меня личностью. Отсюда следует требование исключительности в интимной жизни. Таким образом, логическим следствием единства, рождающегося в результате интимной близости, является моногамный брак, длящийся всю жизнь.
Истинное единство отличается постоянством и требует общности всей жизни. Только в кинофильмах можно показать, например, «чудесное переживание единства» женщины с несколькими мужчинами в течение одной части сериала. Но жизнь — это не 70 минут, а 70 лет. И именно с такой временной перспективы следует смотреть на создание воистину человеческого единства, которое соответствовало бы стремлениям и возможностям человека.
Произведение на свет потомства как смысл супружеской близости
Проще понять смысл интимной близости как произведение на свет потомства, поскольку об этом свидетельствуют легко наблюдаемые с биологической точки зрения последствия. Однако для верующего человека зачатие ребёнка — это не просто начало жизни ещё одного I живого существа под названием «человек», это создание совместно с Богом бессмертной человеческой личности. При таком подходе передача человеческой жизни приобретает характер священнодействия.
В случае человека производство на свет потомства не ограничивается только родами. В отличие от большинства животных, человек долго развивается, прежде чем достигнет зрелости и самостоятельности. Человек «обречён» на долгие годы воспитания и жизни в семье. Воспитание человека — это не только обучение его тому, как добывать пропитание и избегать опасностей. Это прежде всего процесс формирования личности, в том числе путём самовоспитания, построение иерархии ценностей, познание смысла и цели жизни и, наконец, формирование в человеке чувства долга. Именно чувство долга заставляет человека в каждой жизненной ситуации вести себя по-человечески.
Чтобы этот сложный воспитательный процесс протекал нормально, необходима прочная семья, самым важным элементом которой является любовь родителей.
Подведём итог сказанному: функция продолжения рода не заканчивается в момент осуществления супружеского акта. Наоборот, в этот момент она лишь начинается и ставит перед родителями сложные задачи практически на всю последующую жизнь. Для решения этих задач, связанных с потомством, необходим прочный моногамный брак.
Субъективный аспект интимной близости
Из всех аспектов интимной жизни чаще всего упоминается субъективный, связанный с половыми ощущениями. Впрочем, при этом он обычно вырывается из сложного контекста ощущений личности, и его значение чрезмерно раздувается. Ощущения (пик которых называется оргазмом) представляются часто как автономная ценность, единственная цель, смысл и повод, дающий право вступать в половую близость чуть ли не с каждым, «невзирая на пол и чувства». Можно найти многочисленные советы по технике достижения оргазма. Но такой подход в значительной мере упрощает вопрос.
Ощущения являются элементом так называемого субъективного аспекта, который включает в себя всё, что происходит в человеке, участвующем в интимном акте. Этот аспект является предметом исследований таких наук, как физиология, эндокринология, анатомия, психология и сексология. Таким образом, речь идёт о физиологических процессах и психических переживаниях. Они связаны с напряжением и половым возбуждением, подготавливающим половые органы к соединению со всем его богатством и чудесной логичностью. Далее осуществляется сам акт интимной близости, в котором мужское семя попадает в тело женщины. Наряду с физиологическим пластом ощущений, с ним связаны также психические и даже духовные переживания.
После интимного акта наступает период разрядки, успокоения, спуска «с вершин». На это требуется определённое время, особенно с точки зрения реакций и потребностей женщины. Это должна быть фаза взаимного благодарения за то, что совершилось. Такая фаза бывает (по крайней мере, должна быть) исключительно при интимной близости у людей, что и отличает нас от животных. Если к тому же учесть, что у человека нет врождённых, управляемых инстинктом стереотипов сексуального поведения, то становится ясным, сколько сложностей связано с сексуальной сферой, и какие высокие требования предъявляются к интимной близости. Вступая в интимную жизнь, супруги могут воспользоваться знаниями и примерами поведения, предлагаемыми другими, или руководствоваться собственным чувствами, разумом и волей. Чем сильнее сформированные в той или иной культуре стереотипы расходятся с истинной природой половой близости, чем сильнее они извращены, а значит, меньше приносят счастья, те больше супруги должны уделять этому внимания: стараться понять разные импульсы, воспринимаемые муж чиной и женщиной, учиться дарить друг другу как можно больше счастливых мгновений, овладевать своим желательными реакциями (например, слишком быстрой эякуляцией) и т. д.
Здесь я хотел бы разграничить ощущение пусть даже очень сильного, но преходящего удовольствия и устойчивое чувство счастья. Физические удовольствия мо гут как созидать, так и разрушать ощущение единства вытекающего из него счастья. Разум и воля должны служить тому, чтобы преумножать удовольствия, созидающие единство, и избегать удовольствий, которые разрушают узы между людьми (например, супружеская измена).
Чтобы супружеская близость в своём субъективном аспекте могла становиться в полной мере тем, чем должна быть, она не может быть случайной, но безусловно требует определённого, исчисляемого годами времени (требование прочности брака), в течение которого чувства разум и воля будут служить её развитию. Всё, что происходит во время интимной близости (в том числе физические действия и реакции), должно служить созидании единства личностей.
Смысловой аспект супружеской близости
Каждый акт супружеской близости имеет свой смысловой аспект — является знаком чего-то, что-то означает. Этот знак может быть правдивым — когда он соответствует функциям интимной близости (достижение единства и производство на свет потомства), или фальшивым — когда их нарушает. Интимная близость будет правдивым знаком, если она выражает то, что действительно объединяет мужчину и женщину, — зрелую, альтруистическую любовь, которая проявляется в готовности к самопожертвованию в течение всей жизни, а также в готовности принять ребёнка. Безусловно, близость должна быть знаком любви. Знак будет фальшивым, если он отражает то, что противоречит целям супружеской близости (достижение единства и производство на свет потомства). Примером фальшивых знаков может быть половая близость с проституткой, изнасилование, каждый половой акт без любви, а также половая близость пары, противящейся единству или производству на свет потомства (использование контрацептивов). В таких случаях половая близость становится знаком морального падения, нехватки самообладания, недостаточной зрелости, неразвитого чувства ответственности и, наконец, отсутствия любви.
Интимная близость в период неплодности
Объективно говоря, в интимной близости не всегда в полной мере присутствуют оба аспекта: и достижение единства, и родительские функции. Когда супружеская близость имеет место в период неплодности женщины, её объективный смысл и цель — углубление единства супругов. (Возможность зачатия ребёнка отходит на второй план, хотя это не должно быть предметом боязни или даже агрессии). Единство тогда становится внутренним содержанием акта близости. Если пара стремится к укреплению своего единства, то тогда сексуальные действия и внутренние стремления мужчины и женщины будут в согласии с объективным внутренним содержанием акта. Проще говоря, акт близости будет для них тем, чем должен быть. Любое другое намерение, с которым вступают в интимную близость, будет нарушать эту гармонию. К сожалению, можно перечислить множество других намерений, которыми руководствуются люди, вступая в половую близость: желание заработать, стремление снять напряжение или развлечься, удовлетворить любопытство, неумение справиться с половым возбуждением, своего рода «коллекционерство», стремление удовлетворить чувство собственного достоинства и даже жажда мести. Нет нужды объяснять, что все эти мотивы недостойны человека и ведут к деградации его. Как сами участники такого акта, так и взаимоотношения между ними всё больше теряют человеческий облик, вырождаются.
Использование в период неплодности средств контрацепции абсолютно бессмысленно и нецелесообразно. Заметим, что из 30 дней цикла лишь 3 дня характеризуются реальной плодностью. Люди, которые в период неплодности калечат сами себя и/или извращают акт интимной близости, заслуживают сочувствия. Они похожи на человека, который, зная, что три дня в месяц идёт дождь, целый месяц ходит с открытым зонтом и ещё на всякий случай в резиновых сапогах. Близость с использованием средств контрацепции в период естественной неплодности является таким нонсенсом, что обосновать это логически невозможно.
Сама боязнь плодности (порождённая незнанием вопроса) разрушает единство супругов. Супружеской близости в этот период должна сопутствовать готовность принять ребёнка, даже если он вопреки ожиданиям будет зачат. Только таким образом действительно удастся да конца избавиться от этого страха (особенно, когда речь идёт о женщине).
Интимная близость в период плодности
Если интимная близость имеет место в период плодности, её объективным смыслом является достижение единства и возможность зачатия ребёнка.
Имея твёрдое намерение созидать своё единство при одновременном желании зачать ребёнка (или, по крайней мере, готовности его принять), супруги переживают тем самым состояние полной гармонии, когда намерения и сексуальные действия пары совпадают с внутренним, объективным содержанием акта, предпринятого в период плодности. Лишь при таком подходе интимная близость супругов может позитивно выполнять все вышеназванные функции.
О попытках разделения двух аспектов интимной близости
Интимная близость в период плодности с каким-либо другим намерением (а не достижение единства и производство на свет потомства), вызывает противоречие между объективным содержанием акта и желаниями и действиями человека. Такое поведение, лишённое соответствующего содержания, смысла, становится внутренне противоречивым, бессмысленным. Попытка оторваться от истинного смысла супружеской близости — это попытка человека разрушить объективную реальность, вписанную в природу человеческой плодности и природу интимной жизни людей. Тем не менее попытки экспериментирования и разделения двух аспектов, определяющих смысл интимной близости, предпринимаются довольно часто. Но как бы мы это ни называли, они всегда будут деструктивными, будут приводить к разрушению, деградации, а не к созиданию, как бы хотелось.
На одном полюсе такого рода деятельности человека предпринимаются попытки выделить из всего богатства, которое дарит человеку интимная близость, «полсмысла» — достижение единства, отвергая при этом второй аспект. Здесь мы имеем дело с желанием накапливать удовольствия, не принимая на себя ответственности за результаты действий, т. е. с идеями о стерилизации, контрацепции, абортах и детоубийстве. Сюда же можно отнести онанизм и гомосексуализм. Все эти идеи вырастают из одного корня: удовольствию — да, производству на свет потомства — нет.
На другом полюсе находятся попытки изолировать функцию зачатия детей, отвергая достижение единства двух личностей, родителей. Речь идёт о попытках зачатия детей без акта супружеской любви и единства: искусственное осеменение, искуственное оплодотворение внутри или вне организма женщины, а также клонирование.
Всем этим попыткам с нравственной точки зрения должна быть дана отрицательная оценка, так как они нарушают внутренний смысл акта половой близости мужчины и женщины. Отрицательная оценка вытекает из философско-логических предпосылок и не должна зависеть от мировоззрения или вероисповедания. Если в каких-либо кругах, культурах или даже религиях мораль допускает разрушение внутренней спайки двух аспектов, определяющих смысл интимной близости супругов, то это лишь очередное свидетельство того, что человечество отходит от своей человеческой природы. Чем дальше от природы, тем больше извращений, которые приводят к несчастью не только отдельных людей, но и семей, их окружения и, наконец, всего общества.
А с другой стороны, ничто не делает человека таким счастливым, как жизнь в согласии с собственной природой, когда он может быть человеком в истинном смысле этого слова. Для верующего человека быть собой означает быть таким, каким он создан, жить так, как задумал Создатель, делать то, к чему он пригоден. Тот, кто нас сотворил, лучше знает, что для нас хорошо. Он говорит нам об этом через Священное Писание. В сжатом виде говорит об этом в десяти заповедях и в обобщающей их заповеди любви. Именно Любовь (с большой буквы) — важнейшая цель, задача и призвание человеческой жизни. Счастлив тот, кто это понимает и принимает. Жалок тот, кто не хочет этого понять.
Любопытно, что люди неверующие очень часто и усердно критикуют Божьи заповеди, которые, как они считают, их не касаются. Они утверждают, что заповеди ограничивают свободу, что они несовременны, что это лишь жестокие запреты, не позволяющие нормально жить. Но мне, например, запрет ходить по минному полю не кажется жестоким и не вызывает возмущения в связи с чувством ограничения моей свободы. Многие среди верующих воспринимают заповеди как дорожные указатели и предостережения: поступай так, а так не поступай, потому что это не соответствует твоей природе и сделает тебя несчастным. Запрет, исходящий из заботы о чьём-то благе, является выражением и доказательством любви.
Думаю, из всего сказанного становится ясным, что естественный подход к плодности даёт шанс открыть во всей полноте истинный смысл, объективно вписанный в человеческую супружескую близость, — достижение единства супругов и производство на свет потомства. Контрацептивный подход к супружеской близости, при котором пытаются сохранить смысл единства при отказе от родительских функций, ведёт к возникновению множества противоречий, нарушает истинную природу интимного акта, а в результате — разрушает единство, которому должен был служить.
Возникает вопрос: если всё так однозначно, почему так много людей поддаётся искушению контрацепции? Проблема очень сложная, в её основе лежит всеобщее атрофирование чувства цели и смысла жизни, смысла работы над собой, смысла каких-либо усилий. Можно назвать множество «конкретных» причин, в том числе:
— неподчинение динамизма сексуальной сферы человека соответствующему воспитанию и самовоспитанию;
— человеческая слабость, выражающаяся в неумении справляться с возбуждением тела;
— незнание законов функционирования половой сферы человека и последствий, вытекающих из их игнорирования;
— отсутствие знаний о плодности и неумение точно определять, когда возможно зачатие, а когда имеет место период неплодности;
— отсутствие знаний о негативных последствиях, возникающих в результате попыток уничтожения плодности;
— перемены к худшему обычаев, в том числе сдача позиций семьи;
— всеобщий гедонистический подход к жизни, когда «иметь» становится важнее, чем «быть», а удовольствие заменяет цель жизни;
— потребительское отношение к жизни, когда всё можно купить, а ценность другого человека определяется лишь тем, насколько он способен удовлетворить чьи-то (настоящие или надуманные) потребности, так что даже сам человек становится товаром;
— атрофирование чувства ответственности;
— неспособность любить с самопожертвованием (полное отсутствие духа альтруизма и аскетизма);
— отход от законов природы и веры в Бога (человек ставит себя на место Бога);
— реклама;
— очень сильное лоббирование притягательности всевозможных сексуальных действий, чтобы средства контрацепции стали необходимым атрибутом развлечений в этой сфере.
Последний из перечисленных пунктов мог бы стать темой отдельной книги. Здесь я хотел бы лишь обратить ваше внимание на то, что любой беспорядок в сексуальной сфере, начиная от порнографии, контрацепции и заканчивая абортами, приносит гигантские доходы определённым кругам. Поэтому вполне логично, что часть денег идёт на «рекламу», которая постоянно призывает к ещё большему беспорядку. Просто кому-то это выгодно! Если бы все жили согласно нормам нравственности, эти круги обанкротились бы. Поэтому они борются со всем, что может содействовать восстановлению в обществе норм нравственности. Нормы нравственности пытается защитить семья — значит, нужно разрушить семью. Их непоколебимо защищает Церковь — значит, нужно всеми способами бороться с Церковью. Можно врать, можно высмеивать, можно даже убивать — лишь бы сохранить доходы от этого великого бизнеса мирового масштаба. Рекламируются чудесные средства: «Не мучайся! Тебе достаточно воспользоваться нашим средством — и все проблемы исчезнут. Это так легко и просто. Мы желаем тебе добра, поверь нам. Тот, кто проповедует естественные методы, заставляет тебя что-то измерять, за чем-то наблюдать. Это ужасно обременительно и вообще ненадёжно. Не верь им, они хотят тебя обмануть (интересно, с какой целью?). Поверь нам! Купи наше средство — и тебе уже не придётся мучиться» и т. д.
Если ты способен мыслить логически, задумайся на минутку... Объяснения тут ни к чему...
Перевод с польского М.Руцкого
22441 |
Яцек Пуликовский Яцек Пуликовский. «Жить в гармонии с человеческой природой». Минск, 2011 Читать отзывы |
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
Супружеская близость: различия между мужчиной и женщиной (Яцек Пуликовский)
Плодность мужчины и женщины (Часть 1) (Яцек Пуликовский)
Плодность мужчины и женщины (Часть 2) (Яцек Пуликовский)
Естественные методы планирования зачатия (Часть 1) (Яцек Пуликовский)
Естественные методы планирования зачатия (Часть 2) (Яцек Пуликовский)
Неосновной инстинкт (Дмитрий Соколов-Митрич)
Почему надоела жена? (Юрий Заседа, сексолог-андролог)